Представляем проект

МБДОУ детский сад №145 представляет

Проект «Движение - это жизнь»

Обоснование актуальности.

Актуальность проблемы организации профилактики здоровья и здорового образа жизни обусловлена тем фактом, что здоровье является не только необходимым условием нормальной жизни человека, но и то, что здоровье есть стратегически необходимое условие для эффективного функционирования и развития общества.

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека. Здоровье – это наше богатство, сохранить которое можно только придерживаясь принципов ЗОЖ.

В настоящее время,  актуальность здорового образа жизни  вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера. Именно здоровый человек на своем рабочем месте обеспечивает необходимые трудовые процессы во всех сферах деятельности. Таким образом, необходимо принимать меры для улучшения здоровья.

 

Программа данного проекта направлена на:

·  воспитание ответственного отношения к укреплению здоровья,

·  воспитания активной жизненной позиции, направленной на духовно-нравственное развитие не только сотрудников,  но и  членов их семей и родителей воспитанников.

Цель: Формирование системы  здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья и внедрение физической культуры в жизнь каждого сотрудника детского сада, членов их семей и родителей воспитанников.

Задачи:

 1. Пропаганда здорового образа жизни.

2.  Формирование интереса к различным видам активной здоровьеформирующей деятельности.

3. Организация разнообразной досуговой и социально значимой  оздоровительной деятельности.

4.Воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью.

5. Создание условий для укрепления здоровья сотрудников детского сада, их семей и родителей воспитанников

Сроки реализации проекта: долгосрочный,  с 2016 года по настоящее время.

Содержание проекта.

Проект «Движение -это жизнь» направлен на сохранение и укрепление здоровья сотрудников ДОУ, членов их семей, родителей воспитанников, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе, формирование устойчивой системы ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции, заинтересованности в поддержке здорового образа жизни, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

В настоящее время в рамках проекта реализуются следующие  направления:

- пропаганда здорового образа жизни с помощью: информационных стендов, консультативного материала, анкетирования, презентаций.

- фитнес – тренировки различного направления;

- флешмобы на свежем воздухе;

- квест- игры спортивной направленности;

- спортивно-досуговый отдых  в выходные;

- участие в городских фестивалях ГТО.

Проект позволил повысить активность педагогов, проявляющуюся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, осознать педагогами необходимость и значимость здорового образа жизни и реализацию путей совершенствования здоровья.

География, категории и количество участников: В проекте «Движение-это жизнь» принимают участие сотрудники МБДОУ детский сад №145 г. Твери, члены их семей и родители воспитанников. В настоящее время в проекте участвуют 34 сотрудника детского сада, 28 членов их семей, 42 родителя воспитанников.

Организационное и ресурсное обеспечение проекта: для реализации проекта были приобретены: коврики для йоги (15 шт.), гантели весом 1,5 и 2 кг (20 пар), утяжелители весом 2 кг (20 пар), фитнес-резинки (15 штук), фитболы (10 штук), кольца для пилатеса (10 штук), гимнастические палки, музыкальный центр (1 шт.).

 Кислородные коктейли торговой марки «ВИТАСФЕРА (заключение долгосрочного договора с медицинским учреждением)

План реализации проекта.

1  Этап подготовительный

1. Анализ теоретической и научной литературы по проблеме исследования

2. Провести анкетирование о состоянии здоровья и здорового образа жизни сотрудников, членов их семей и родителей воспитанников

3. По результатам анкетирования разработать консультации, презентации, информационные стенды по формированию здорового образа жизни.

2   Этап планирование работы

1.Составление плана совместных мероприятий по формированию ключевых задач  для всех участников проекта по вопросам сохранения и укрепления здоровья

2. Повышение информационной осведомленности о социально значимых заболеваниях, по поддержанию психологического состояния и стрессоустойчивости, приобщения к здоровому образу жизни.

3     Этап реализация проекта.

1.Реализация проекта в соответствии с планом.

2. Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда.

3. Соблюдение гигиенических норм и правил.

4. Ежегодное прохождение профосмотров.

5. Оздоровительный прием кислородных коктейлей

6. Проведение совместно с педагогами, родителями и детьми флешмоба «Утро начинается с зарядки», «Энергичное утро».

7. Фитнес – тренировки в свободное от работы время

8. Веселые старты «Сильный, ловкий, спортивный» ко Дню воспитателя

9. Участие педагогов с семьями во Всероссийском зимнем празднике  «Лыжня России», в зимнем фестивале ГТО.

10. Занятия с инструктором по физической культуре стретчингом, фитболом  и дыхательной гимнастикой 2 раза в неделю в обеденный перерыв.

11. Танцевальные флэшмобы на свежем воздухе (сотрудники коллектива совместно с родителями воспитанников и детьми)

12. Спортивно-досуговый отдых  в выходные дни (спортивные мероприятия в коллективе)

13. Муниципальный фестиваль ГТО среди семейных команд (участники – семьи сотрудников детского сада)

14. Муниципальный фестиваль ГТО среди детских садов                               

15. Серия дружеских игр выходного дня по волейболу среди команд педагогов и родителей.

16.Пропаганда здорового образа жизни и массового спорта (создание видеороликов)

17. Квест – игра «Форт-боярд» для сотрудников детского сада и родителей.

18. Информационный стенд «100 советов для здоровья!»

19. Презентация «Ваше здоровье в ваших  руках!»

20. Консультация: «Дыхательная гимнастика», «Говорим здоровью ДА!», «Релаксация», «Как избежать эмоционального выгорания?»

Источники финансирования проекта: бюджетные средства, профсоюзные средства, внебюджетные (средства спонсоров)

Перспективы развития проекта, долгосрочный эффект:

1.     Освоение новых методов оздоровления: йога, пилатес, ЛФК.

2.     Расширение спортивно-оздоровительных мероприятий (аквааэробика, пейнтбол).

3.      Внедрение активного отдыха в качестве туристических слетов.

4.     Подготовка к тестированию нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне»  участников проекта.

5.     Приобретение спортивного инвентаря: степ-платформы, велотренажер, тренажер Смита, скамьи для разгибаний, беговой дорожки, эллиптический тренажер, палки для скандинавской ходьбы, гребной тренажер.

Основные результаты:

1.     Уменьшился процент  заболеваемости и повысился уровень здоровья участников проекта

2.     Сформирован интерес к различным видам активной здоровьеформирующей деятельности.

3.     Организованы разнообразные досуговые и социально значимые  оздоровительные мероприятия.

4.     Сформированы принципы активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью.

5.     Созданы условия для укрепления здоровья участников проекта

6.     Улучшен психологический микроклимат в коллективе.


Приложение 1

Первичное анкетирование сотрудников, членов их семей и родителей воспитанников

Таблица 2.1 - Диагностика здорового образа жизни сотрудников, членов их семей и родителей воспитанников

Хронические заболевания

Да

балл

Доля

процентов

нет

баллы

проценты от общего кол-ва опрошенных

1.Бронхит

2.Тонзиллит

3.Гастрит

4.Отит

5.Астма

Таблица 2.2 - Результаты анкетирования на степень валеологической осведомленности, процентов

Содержание вопроса

проценты от общего кол-ва опрошенных

1. Считают себя ответственными за состояние здоровья

2. Оценивают свои анатомо-физиологические знания на «хорошо»

3. Знают и соблюдают гигиенические требования к организации трудового процесса

4. Валеологическую культуру развивают, много читают об этом

5. Имеют планы по укреплению своего здоровья

6. Ведут здоровый образ жизни и являются примером для окружающих

Для диагностики уровня здоровья была предложена еще одна методика.

Методика № 3

Цель: Определить уровень здорового образа жизни коллектива.

Инструкция:

Работникам было предложено ответить на вопросы:

1. Курите ли вы?

2. Занимаетесь спортом?

3. Ходите на работу пешком?

4. Употребляете спиртное?

5. Употребляете жаренную, жирную пищу?

6. Делаете зарядку?

7. Любите ли отдыхать на природе?

8. Можете ли вы отказать иногда от сладкого?

9. Бываете на больничном более одного раза в год?

Далее производим обработку результатов:

На вопросы 2, 3, 6, 7, 8 за ответ Да – 2 балла, за Нет – (минус один) балл.

На вопросы 1, 4, 5, 9 наоборот Да – ( минус один), Нет – (плюс два).

Посчитываем по каждому опрошенному и определяем уровень согласно следующим критериям:

3 балла и ниже - низкий уровень здорового образа жизни;

4 -8 – средний уровень;

9 баллов и выше – высокий уровень.

Ниже в таблице представлены результаты методики 3

Таблица 2.3 - Уровень здорового образа жизни в коллективе

Уровень

Количество

проценты от общего количества опрошенных

Высокий уровень

Средний

Низкий

Итоговое анкетирование

Методика 1 – Анкетирование (автор методики – И.Ю.Коваева)

Цель: Выявить отношение респондентов к своему здоровью

Распределение положительных ответов представлено в таблице 2.4

Таблица 2.4 - Результаты анкетирования (Сравнение контрольного и констатирующего этапа) в процентах

Содержание вопроса

Констатирующий этап (в процентах)

Контрольный этап (в процентах)

1. Считают себя ответственными за состояние здоровья

2. Оценивают свои анатомо-физиологические знания на «хорошо»

3. Знают и соблюдают гигиенические требования к организации трудового процесса

4. Валеологическую культуру развивают, много читают об этом

5. Имеют планы по укреплению своего здоровья

6. Ведут здоровый образ жизни и являются примером для окружающих

Приложение 2        

Консультация Дыхательная гимнастика

Сначала рассмотрим основные правила дыхательных упражнений. Необходимо помнить, что вдох имеет приоритет над выдохом.

Первое правило. Необходимо постоянно думать: «Гарью пахнет! Тревога!» И шумно нюхать воздух, как собака след. Чем естественней, тем лучше. Известно, что объедаться вредно, опиваться вредно. Почему же, делая вдох, раздуться что есть силы полезно? Многие считают, что глубоко дышать наоборот полезно. Самая грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественней, тем лучше. Следует думать только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому не нужно стесняться яростно, до грубости, нюхать воздух. Почему же не следует дышать слишком глубоко,

если, конечно, на то нет никаких причин, например активных физических нагрузок? Оказывается, помимо кислородного обмена при дыхании не менее, а, возможно и более важен обмен углекислого газа. Дело в том, что в клетках нашего организма содержатся примерно 2 процента кислорода и до 7 процентов углекислоты. Причем эта углекислота играет важнейшую роль в обменных процессах. При падении её содержания в клетках нарушается метаболизм (обмен), что и ведет к болезням. Снижение уровня углекислоты в клетках до уровня ниже 3 процентов означает смерть. Углекислого же газа в воздухе чрезвычайно мало- всего 0,03 процента. Откуда же тогда организм берет углекислоту? Всё объясняется довольно просто. Она – продукт химических реакций, которые проходят на клеточном уровне.

Богатая СО2 венозная кровь попадает в легкие, где углекислый газ растворяется в альвеолярном газе. Отсюда же – из альвеол легких – СО2 поступает в артериальную кровь, где её содержится примерно до 6,5 процента. Значит, что очень важно при дыхании? Не «вымывать» глубоким вдохом и глубоким выдохом (гипервентиляцией) углекислоту из легких. Если СО2 в легких окажется мало – а в воздухе ее почти совсем нет – в артериальной крови ее окажется не 6,5 процента, а меньше. В результате, по законам химии, возможен отток углекислоты из клеток в артериальную кровь,

что приведет к нарушению баланса СО2 и О2 в клетках и, как следствие, к болезням гормональной и дыхательной систем. Кроме того, следует дышать носом, так как вдох носом не боится холода и пыли и отлично избавляет от насморка.

Второе правило. Выдох – результат вдоха. Не следует мешать выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно, – но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушны. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий. Итак, нужно запомнить: строго следите за одновременностью вдохов и движений не мешайте выдоху уходить самопроизвольно.

Третье правило. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину. Накачивайте легкие, как шины, в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп 60 – 72 вдоха в минуту. Норма урока – 1000 – 1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Пауза между дозами вдохов 2 – 3 секунды, а расстояния между выдохами длиннее, чем между вдохами, потому что выдоху вы не помогаете, следовательно, воздух при этом выходит дольше.

Четвертое правило. Надо знать и помнить, что нужно подряд делать столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко. Если приступы часты – сериями по 2, 4, 8 вдохов, сидя и лежа. Если же на данный момент времени ремиссия – по 8, 16, 32 вдоха, стоя.

После трех недель тренировок можно делать уже по 96 вдохов, если, конечно, это делать легко и это не приносит дискомфорта. Норма одного урока – 2 раза по 960 вдохов. Исключение – люди, страдающие астмой в тяжелейшей форме или перенесшие инфаркт. Для таких людей норма – 600 вдохов, и повторять урок следует до 5 раз в день. Особенно важно «накачивать» легкие перед сном за час. Это – борьба за нормальный сон, так как приступы в основном случаются ночью.

Чем хуже самочувствие, тем чаще следует проделывать эту гимнастику, но чаще и отдыхать. 4000 вдохов в день, разумеется, не сразу, а в течение дня, - хорошая норма.

При хорошей тренировке 2000 вдохов укладываются в 35 – 37 минут. Сокращать это время не следует.

Пятое правило. И еще раз на счет выдоха. Необходимо пробовать выдыхать «через силу». То есть выдыхать так,

как будто вы надуваете воздушный шар. Для этого нужно выдыхать, произнося звуки: «х», «ц», «ч», «ш», «щ», «брах», «брох». При этом не нужно давать воздуху полностью выходить из легких. То есть объем воздуха при вдохе должен быть больше, чем при выдохе. Это упражнение следует выполнять только в том случае, если имеются затруднения с выполнением второго правила.

Ну а теперь приступим к изучению самого комплекса упражнений. Для начала – разминка.

Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.

Чтобы до конца понять эту гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой – левой, правой – левой, вдох – вдох, вдох – вдох. А не вдох – выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 шагов – вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед – назад, вперед – назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом – вдох, но короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть – чуть приседайте на левой, поднимая левую – на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи были одновременны. Не мешайте и не помогайте выдохам выходить после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы.

Повороты. Поворачивайте голову вправо – влево резко в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом – вдох носом. 96 вдохов.

Вдохи короткие и шумные. В первый день по 8 вдохов подряд. Можно и дважды по 96.

«Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. Плечи не подвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.

«Малый маятник». Кивайте головой вперед – назад, вдох – вдох.

Каждое движение головы – повороты. «Ушки» и «малый маятник» проделайте не менее чем по 96 вдохов, по 8, 16 или 32 вдоха подряд. То есть столько, сколько сможете сделать легко. Можно выполнить и 192 вдоха – движения головой каждое.

Главные движения.

«Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью, если конечно вы не предрасположены к условно-рефлекторным или психосоматическим приступам бронхиальной астмы. Повторяйте ее движения, – чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов.

Сделайте два раза по 96 вдохов. Можно и больше. Это движение иногда останавливает приступ астмы. В плохом состоянии его надо делать сидя. Оно легкое. Если имеется травма позвоночника, лучше посоветоваться с хирургом.

«Насос». Возьмите в руки палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто ритмично и легко. Голову не поднимать . Смотреть вниз на воображаемый насос. Делайте это движение больше, чем остальные: 3, 4 и даже 5 раз по 96 за урок. Вдох мгновенный. Из всех движений – вдохов это – самое результативное. Оно останавливает приступы ни только астмы бронхиальной, но и сердечной. Во время приступа делайте это движение сидя, по 2, 4 вдоха подряд. Сядьте удобно на край стула, упритесь ногами в пол, руками в колени и накачивайте шины. Темп пульса. Не замедляйте темпа. Но отдыхайте чаще и дольше, чем делая это движение в нормальном состоянии. Во время приступа бронхиальной астмы не следует разгибаться. Можно заметить, что во время приступа астмы больные сидят согнувшись. Это не случайно! Это движение подсказано инстинктом самосохранения, а он не может обмануть. Поэтому поклоны в пояс так же благотворно влияют на снятие приступов астмы.

«Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Сделайте два раза по 96 вдохов подряд столько, сколько сможете сделать легко. Руки не уводите далеко от тела. Они – рядом. Локти не разгибайте.

«Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» – «обними плечи», «насос» – «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле – вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Вперед назад, вдох – вдох, тик – так, тик – так, как маятник. Делать это упражнение нужно два раза по 96, начиная первые 96 с «насоса», а вторые – с «обними плечи»

«Полу приседы». Выполняются в трех вариантах.

Ноги на ширине плеч;

Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом;

Вес тела на ноге, стоящей сзади. Нога впереди чуть касается пола, как у балерины.


Диагностика здорового образа жизни сотрудников коллектива МБДОУ детский сад №145, членов их семей и родителей воспитанников

1.Хронические заболевания

Хронические Бронхит, тонзилит

Хронический бронхит

То же

Нет

Нет

Гастрит

Нет

Гастрит

Отит

Тонзилит

1

2. Больничный лист / год

3. Курит?

4. Хобби

5.Как отды- хают?

6. спорт

7. Сколько часов спите?

8. Режим труда

9.На работу пешком?

10. На каком этаже живете?

11. Как часто употребляете спирт. напитки

12. Как часто едите рыбу (нед)

13. Любите жаренную, жирную пищу?

14. Можете отказаться от сладкого?

15. Делаете зарядку?

16. Бываете на природе?

17. Кол-во детей