декабрь 2020


  РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МБДОУ №149  Г.ТВЕРЬ

Старший воспитатель Сафронова Ирина Вячеславовна.

 

В течение последних пяти лет в нашем детском саду ведется углубленная работа по формированию экологической культуры старших дошкольников. Начиналось все с опроса педагогов по выявлению проблем в работе педагогов по воспитанию дошкольников.

Был изучен опыт работы педагогов по экологическому воспитанию в дошкольных учреждениях района и области, изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: «Кроха», «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и программы экологической направленности: «Мы», «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Паутинка». Элементы этих программ внедряем в нашу работу.

На семинаре по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой решила использовать эту программу как парциальную.

Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Планомерная, целенаправленная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей нашего образовательного учреждения. Экологические знания стали включаться во все занятия и другие виды детской деятельности. Воспитывая в детях любовь ко всему живому, педагоги, прежде всего, стараются пробудить интерес к обитателям уголка природы: растениям, животным и птицам. Это дает возможность проводить систематические и длительные наблюдения, эксперименты и позволяет удовлетворять любознательность детей.

Анализируя работу, вскрывая причины неусвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, пришли к выводу, что необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Таким образом, сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации целенаправленной, совместной деятельности «на равных» по экологическому воспитанию дошкольников.

Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда, на котором отражаются различные экологические события не только страны, региона, но и детского сада, эколого-оздоровительная работа с детьми и т.д. Анкетирование родителей, беседы позволяют выявить отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье. Результаты анкетирования затем анализируются и обсуждаются на родительских собраниях или семинарах-практикумах с целью наметить дальнейшую работу с детьми и родителями. Экологические праздники, походы, экскурсии, субботники совместно с родителями позволяют создать условия для сотрудничества детей и их родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к экологии в целом.

Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

Совместно провели акции «Посади дерево!», « Сохраним природу чистой», «Комнатное растение моего ребёнка», «Ёлочка зелёная иголочка», «Добрая зима», «Берегиня».

Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, использую анкетирование по вопросам экологии и экологического воспитания детей. На основе данных анкет планируется дальнейшая методическая деятельность коллектива.

В детском саду создана мини-лаборатория, экологическая тропа, Красная книга района, экологические дневники, паспорт комнатных растений «Комнатные растения в детском саду».

Территория детского сада хорошо озеленена. На ней произрастает несколько видов деревьев и кустарников. Украшением нашего участка являются цветники, за которыми с любовью ухаживают и взрослые и дети.

На огороде вместе с детьми выращиваем овощные культуры: картофель, морковь, свеклу, огурцы, помидора, кабачки, зелень петрушки и укропа. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием. Выращенные на огороде овощи используем в детском питании.

Фруктово-ягодный сад заложен сравнительно недавно. Высажены кусты черной и красной смородины.

Выращивая отдельные экземпляры растений на окне, дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Дети очень гордятся результатами своего труда. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно наши воспитатели на прогулках обращают внимание детей на красоту родной природы. Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно на территории детского сада позволяет значительно расширить объекты наблюдения.

Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу.

На базе нашего детского сада уже пятый год проходит постоянно действующий семинар для педагогов г. Твери. На нем наши педагоги делятся опытом по формированию основ эко-культуры, проходят мастер-классы, деловые игры, разыгрываются экологические сказки и многое другое.

Выстроенная система работы способствует развитию экологического сознания дошкольников, уточнению и систематизации знаний об объектах и явлениях природы.




2019 год.